5 форм бухгалтерской отчетности

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: 5 форм бухгалтерской отчетности. Мы постарались полностью раскрыть тему с юридической точки зрения и предоставить информацию в доступном виде. Если все же у вас возникли вопросы, вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Бухгалтерский баланс(форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

  • о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;

  • об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

  • о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала(форма №3) состоит из четырех разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:

  • Остаток денежных средств на начало года.

  • Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений

  • Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов

  • Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств показывается по видам деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Составление бухгалтерской отчетности в целом – весьма сложный и кропотливый процесс. Важно не только правильно отобразить данные в отчетных документах, но и грамотно составить документ. Законодательство предъявляет определенные требования к внешнему виду данных документов и их структурному содержанию. В данной статье рассмотрим форму 5 бухгалтерской отчетности..

5 форм бухгалтерской отчетности 157

Скачать бланк Формы 5 — Приложение к бухгалтерскому балансу

Что собой представляет приложение к балансу

Форма 5 является дополнительным объясняющим приложением к самому балансу, созданным для того, чтобы обосновать его разделы и некоторые их положения.

Приложение к балансу является уточняющим видом документации. В свое время ее пытались отменить, ограничиваясь для предоставления объяснений только пояснительной запиской, что повлекло за собой возникновение путаницы в данных, которые следует или не следует вносить в документы, поэтому форму вернули в качестве сопроводительного документа бухгалтерского баланса.

Данная форма служит для того, чтобы более детализировано раскрыть те показатели баланса, которые отображены в нем, и создать более понятную картину финансовой обстановки на данном предприятии.

Причем данные показатели будут разделены на виды и группы в зависимости от финансовой принадлежности.

Группы, по которым будет происходить подразделение, таковы:

  • Нематериального вида активы.
  • Основные средства после отражения амортизации.
  • Вложения в ценности материального характера в уставные фонды иных организаций, облигации и др.
  • Расходы на произведение обычной деятельности, на конструкторские разработки, на освоение природных ресурсов.
  • Задолженности разных видов.
  • Субсидии, полученные от государства.

Смотрите свежее видео о заполнении бухгалтерской отчетности:

Заполнение формы 5

Форма 5 приложения к бухгалтерскому балансу имеет некоторую специфику в своем заполнении по основным разделам, которые следует подробнее рассмотреть.

Раздел о нематериальных активах

Раздел сформирован парой таблиц, в первой из которых отображена детализированная информация об активах по видам, а во второй показываются суммы поступлений на начало и конец года с амортизационными особенностями.

Если у фирмы есть патент на определенный вид деятельности, то строчки 010-015 подлежат обязательному заполнению. Строка 010 призвана показывать стоимость права, остальные предназначены для более детальной его расшифровки.

У многих бухгалтеров отдельные вопросы вызывает строчка 030, название которой «деловая репутация». Данная графа подлежит заполнению, когда приватизация фирмы произошла путем выигрыша конкурса или победы в аукционе, причем в том случае, когда предложенная стоимость была выше той, которую изначально назначили этому лоту. В графе 030 отображается разница этих сумм.

Раздел об основных средствах

Состоит из двух таблиц, где первая – показывает по группам количества, а также стоимость наименований, а вторая призвана детализировать показания первой с учетом внешних факторов, которые могли изменить значения заявленных сумм в большую или меньшую сторону.

Раздел проведения инвестиционных вложений

Таблицы этого раздела служат для того, чтобы провести детализацию имущества, которое передано в пользование физическому или юридическому лицу с целью извлечения прибыли для себя.

Приложение 5 к бухгалтерскому балансу в законодательном порядке обязаны предоставлять все объекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Освобождаются от данной документации те предприятия, которые относятся к категории малого бизнеса. Они могут не подавать данный документ в том случае, если в дополнительных пояснениях нет необходимости. Или же могут подать тогда, когда дополнительная информация по разделам будет необходима.

Итак, подавая бухгалтерский баланс для отчетности, объект, который осуществляет тот или иной вид предпринимательской деятельности, но не относится к категории малого бизнеса, обязан предоставить к балансу сопроводительные документы, одним из которых является Пояснение к бухгалтерскому балансу. Составляется данный вид отчетности по форме 5 согласно указаниям Министерства Финансов РФ. Данная отчетность нужна для того, чтобы более полно отразить информацию, которая предоставлена в отдельных разделах самого баланса, и пояснить причины и пути возникновения тех или иных сумм, представленных в отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В свою очередь приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Отчет о целевом использовании средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Посмотрите пример, как заполнять отчет об изменении капитала построчно.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс (см. заполнение Бухгалтерского баланса по строкам);
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств (см.  заполнение Отчета о движении денежных средств по строкам);
  • Отчет о целевом использовании средств.

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация, которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице.

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:
  • малые предприятия;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
  • некоммерческие организации.

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Это предусмотрено частями 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию?

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это следует из части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:

  • Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
  • Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.

Вместе с тем, может возникнуть ситуация, когда в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если упрощенные формы не содержат необходимых граф, дополнений в них не вносите. Используйте для этого общеустановленные формы.

Ведь малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей, то есть без детализации по статьям.

Это указано в подпункте «а» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-3-3/2180 в отношении электронных форматов отчетности.

Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
[/stextbox]
Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.

Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.

Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:

– либо основных форм бухгалтерской отчетности;

– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.

Добавим, что ФНС России периодически меняет формы бланков со штрихкодами. И не всегда получается вовремя отследить такие корректировки. В результате возможна путаница с бланками. Даже если вы принесете бланк с устаревшим штрихкодом, инспекторы должны его принять. Отсутствие штрихкода также не является основанием для отказа в приеме отчетности (письмо ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440). Несмотря на то что разъяснение дано в отношении налоговых деклараций, к бухгалтерской отчетности оно также применимо.

Поэтому штрафа за бухгалтерскую отчетность не по машиночитаемой форме (с устаревшими штрихкодами) не будет. Ведь наказание предусмотрено только за то, что бухгалтерская отчетность вообще не сдана либо представлена с опозданием.

Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:

  • те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
  • информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.

См. начисление и выплата дивидендов — проводки

Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.

Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.

Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Это касается некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.

Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.

Аналогичные выводы следуют из части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах. Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 4/99, письме Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.[1]

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В свою очередь приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Отчет о целевом использовании средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Посмотрите пример, как заполнять отчет об изменении капитала построчно.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс (см. заполнение Бухгалтерского баланса по строкам);
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств (см.  заполнение Отчета о движении денежных средств по строкам);
  • Отчет о целевом использовании средств.

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация, которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице.

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:
  • малые предприятия;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
  • некоммерческие организации.

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Это предусмотрено частями 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию?

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это следует из части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:

  • Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
  • Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.

Вместе с тем, может возникнуть ситуация, когда в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если упрощенные формы не содержат необходимых граф, дополнений в них не вносите. Используйте для этого общеустановленные формы.

Ведь малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей, то есть без детализации по статьям.

Это указано в подпункте «а» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-3-3/2180 в отношении электронных форматов отчетности.

Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
[/stextbox]
Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.

Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.

Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:

– либо основных форм бухгалтерской отчетности;

– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.

Добавим, что ФНС России периодически меняет формы бланков со штрихкодами. И не всегда получается вовремя отследить такие корректировки. В результате возможна путаница с бланками. Даже если вы принесете бланк с устаревшим штрихкодом, инспекторы должны его принять. Отсутствие штрихкода также не является основанием для отказа в приеме отчетности (письмо ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440). Несмотря на то что разъяснение дано в отношении налоговых деклараций, к бухгалтерской отчетности оно также применимо.

Поэтому штрафа за бухгалтерскую отчетность не по машиночитаемой форме (с устаревшими штрихкодами) не будет. Ведь наказание предусмотрено только за то, что бухгалтерская отчетность вообще не сдана либо представлена с опозданием.

Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:

  • те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
  • информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.

См. начисление и выплата дивидендов — проводки

Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.

Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.

Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Это касается некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.

Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.

Аналогичные выводы следуют из части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах. Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 4/99, письме Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.[1]

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В свою очередь приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Отчет о целевом использовании средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Посмотрите пример, как заполнять отчет об изменении капитала построчно.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс (см. заполнение Бухгалтерского баланса по строкам);
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств (см.  заполнение Отчета о движении денежных средств по строкам);
  • Отчет о целевом использовании средств.

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация, которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице.

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:
  • малые предприятия;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
  • некоммерческие организации.

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Это предусмотрено частями 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию?

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это следует из части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:

  • Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
  • Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.

Вместе с тем, может возникнуть ситуация, когда в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если упрощенные формы не содержат необходимых граф, дополнений в них не вносите. Используйте для этого общеустановленные формы.

Ведь малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей, то есть без детализации по статьям.

Это указано в подпункте «а» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-3-3/2180 в отношении электронных форматов отчетности.

Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
[/stextbox]
Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.

Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.

Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:

– либо основных форм бухгалтерской отчетности;

– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.

Добавим, что ФНС России периодически меняет формы бланков со штрихкодами. И не всегда получается вовремя отследить такие корректировки. В результате возможна путаница с бланками. Даже если вы принесете бланк с устаревшим штрихкодом, инспекторы должны его принять. Отсутствие штрихкода также не является основанием для отказа в приеме отчетности (письмо ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440). Несмотря на то что разъяснение дано в отношении налоговых деклараций, к бухгалтерской отчетности оно также применимо.

Поэтому штрафа за бухгалтерскую отчетность не по машиночитаемой форме (с устаревшими штрихкодами) не будет. Ведь наказание предусмотрено только за то, что бухгалтерская отчетность вообще не сдана либо представлена с опозданием.

Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:

  • те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
  • информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.

См. начисление и выплата дивидендов — проводки

Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.

Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.

Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Это касается некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.

Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.

Аналогичные выводы следуют из части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах. Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 4/99, письме Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
  2. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
  3. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  4. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
5 форм бухгалтерской отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Финансовая отчетность включает в себя

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here