Акт налоговой проверки

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: Акт налоговой проверки. Мы постарались полностью раскрыть тему с юридической точки зрения и предоставить информацию в доступном виде. Если все же у вас возникли вопросы, вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Справка об окончании проверки

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице.

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Акт инвентаризации денежных средств в кассе

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые были отражены в итоговом решении (см., например, определение ВАС РФ от 6 октября 2009 г. № ВАС-12395/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июня 2009 г. № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26), Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/6946-09);
  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);
  • не обосновала факт налогового правонарушения и привлекла организацию к ответственности за его совершение (см., например, определение ВАС РФ от 4 июня 2009 г. № ВАС-6861/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. № А33-6906/07-Ф02-15/09, Центрального округа от 21 января 2010 г. № А35-1157/08-С15, от 30 ноября 2009 г. № А64-3933/07-16, Волго-Вятского округа от 21 декабря 2009 г. № А82-9362/2008, Поволжского округа от 24 ноября 2009 г. № А72-2919/2009, Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф04-5332/2009(18985-А03-34), Московского округа от 6 апреля 2009 г. № КА-А40/2403-09, от 20 января 2009 г. № КА-А40/11945-08, Северо-Западного округа от 4 мая 2009 г. № А56-13415/2006, Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3).

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов.
При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Читайте так же:  Закрытие ИП с долгами

Ситуация: по какому адресу организации – юридическому или фактическому – инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной)?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной)?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Оформление результатов процессуальных действий, проводи­мых в ходе налоговых проверок

Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафикси­рованы в документальном виде. Только после фиксации соответ­ствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдель­ных процессуальных действий могут быть зафиксированы в раз­личных документах: актах, протоколах, экспертных заключени­ях, фото- и кинодокументах и др.

Впервые на должном законода­тельном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.

Протоколы процессуальных действий составляются при прове­дении осмотра, выемки документов и предметов, получении пока­заний свидетелей.

В соответствии со ст. 99 НК РФ в протоколе, который составляется на русском языке, указываются: наимено­вание протокола; место и дата производства конкретного дейст­вия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отче­ство каждого лица, участвовавшего в действии или присутство­вавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским язы­ком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие вне­сению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилага­ются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Протокол подписывается составившим его должностным ли­цом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. [1]

Однако Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. На­логоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц нало­говых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплатель­щиков.

Кроме протоколов в ходе налоговых проверок могут состав­ляться акты, например акт о воспрепятствовании доступу долж­ностных лиц налоговых органов См. ст. 91 НК РФ, а также заключение эксперта См. ст. 95 НК РФ..

Нарушения требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных дей­ствий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, так же как и результаты про­цессуальных действий, должны быть зафиксированы, для того чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несо­блюдения налогового законодательства могли осуществить взыс­кание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

— справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка призвана за­фиксировать факт проведения выездной налоговой проверки в от­ношении данного налогоплательщика за определенные налоговые периоды;

— акт налоговой проверки.

Основным итоговым документом выездной налоговой провер­ки является акт установленной формы, который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной про­верке.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть обязательно указаны:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

Читайте так же:  Ведение бухгалтерии онлайн

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок

Содержащиеся в акте налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению нало­говыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы.

Акт налоговой проверки составляется в двух эк­земплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю либо их представителям.

Видео (кликните для воспроизведения).

При выявлении нало­говым органом обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экзем­плярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в 10-дневный срок в следственные органы дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела2См. п. 3 ст. 32 НК РФ.

Акт налоговой проверки, составленный по установ­ленной форме, должен быть подписан уполномоченными долж­ностными лицами налогового органа и руководителем проверяе­мой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. При отказе руководителя (лица, исполняю­щего его обязанности) организации-налогоплательщика (индиви­дуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производит­ся запись: «Налогоплательщик от подписи отказался», заверенная подписью указанного должностного лица.

Подписанный уполномоченными должностными лицами нало­гового органа акт налоговой проверки со всеми прило­жениями к нему вручается:

1) в течении 5-ти дней со дня составления лично или иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителю организации-налогоплательщика ли­бо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку;

2) в случае направления акта налоговой проверки по почте за­казным письмом датой вручения акта считается 6-й день, начиная с даты его отправки. В этом случае к экземпляру акта, остающе­муся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления;

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложения­ми проверяющих в течении 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом иди по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому ор­гану документы (их заверенные копии), подтверждающие обосно­ванность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Оформление результатов процессуальных действий, проводи­мых в ходе налоговых проверок

Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафикси­рованы в документальном виде. Только после фиксации соответ­ствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдель­ных процессуальных действий могут быть зафиксированы в раз­личных документах: актах, протоколах, экспертных заключени­ях, фото- и кинодокументах и др.

Впервые на должном законода­тельном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.

Протоколы процессуальных действий составляются при прове­дении осмотра, выемки документов и предметов, получении пока­заний свидетелей.

В соответствии со ст. 99 НК РФ в протоколе, который составляется на русском языке, указываются: наимено­вание протокола; место и дата производства конкретного дейст­вия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отче­ство каждого лица, участвовавшего в действии или присутство­вавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским язы­ком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие вне­сению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилага­ются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Протокол подписывается составившим его должностным ли­цом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. [1]

Однако Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. На­логоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц нало­говых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплатель­щиков.

Кроме протоколов в ходе налоговых проверок могут состав­ляться акты, например акт о воспрепятствовании доступу долж­ностных лиц налоговых органов См. ст. 91 НК РФ, а также заключение эксперта См. ст. 95 НК РФ..

Нарушения требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных дей­ствий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, так же как и результаты про­цессуальных действий, должны быть зафиксированы, для того чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несо­блюдения налогового законодательства могли осуществить взыс­кание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

— справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка призвана за­фиксировать факт проведения выездной налоговой проверки в от­ношении данного налогоплательщика за определенные налоговые периоды;

— акт налоговой проверки.

Читайте так же:  Обязательный бухгалтерский аудит

Основным итоговым документом выездной налоговой провер­ки является акт установленной формы, который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной про­верке.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть обязательно указаны:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок

Содержащиеся в акте налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению нало­говыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы.

Акт налоговой проверки составляется в двух эк­земплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю либо их представителям.

При выявлении нало­говым органом обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экзем­плярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в 10-дневный срок в следственные органы дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела2См. п. 3 ст. 32 НК РФ.

Акт налоговой проверки, составленный по установ­ленной форме, должен быть подписан уполномоченными долж­ностными лицами налогового органа и руководителем проверяе­мой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. При отказе руководителя (лица, исполняю­щего его обязанности) организации-налогоплательщика (индиви­дуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производит­ся запись: «Налогоплательщик от подписи отказался», заверенная подписью указанного должностного лица.

Подписанный уполномоченными должностными лицами нало­гового органа акт налоговой проверки со всеми прило­жениями к нему вручается:

1) в течении 5-ти дней со дня составления лично или иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителю организации-налогоплательщика ли­бо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку;

2) в случае направления акта налоговой проверки по почте за­казным письмом датой вручения акта считается 6-й день, начиная с даты его отправки. В этом случае к экземпляру акта, остающе­муся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления;

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложения­ми проверяющих в течении 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом иди по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому ор­гану документы (их заверенные копии), подтверждающие обосно­ванность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Оформление результатов процессуальных действий, проводи­мых в ходе налоговых проверок

Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафикси­рованы в документальном виде. Только после фиксации соответ­ствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдель­ных процессуальных действий могут быть зафиксированы в раз­личных документах: актах, протоколах, экспертных заключени­ях, фото- и кинодокументах и др.

Впервые на должном законода­тельном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.

Протоколы процессуальных действий составляются при прове­дении осмотра, выемки документов и предметов, получении пока­заний свидетелей.

В соответствии со ст. 99 НК РФ в протоколе, который составляется на русском языке, указываются: наимено­вание протокола; место и дата производства конкретного дейст­вия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отче­ство каждого лица, участвовавшего в действии или присутство­вавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским язы­ком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие вне­сению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилага­ются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Протокол подписывается составившим его должностным ли­цом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. [1]

Однако Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. На­логоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц нало­говых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплатель­щиков.

Читайте так же:  Инвентаризация ос может проводиться

Кроме протоколов в ходе налоговых проверок могут состав­ляться акты, например акт о воспрепятствовании доступу долж­ностных лиц налоговых органов См. ст. 91 НК РФ, а также заключение эксперта См. ст. 95 НК РФ..

Нарушения требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных дей­ствий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, так же как и результаты про­цессуальных действий, должны быть зафиксированы, для того чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несо­блюдения налогового законодательства могли осуществить взыс­кание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

— справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка призвана за­фиксировать факт проведения выездной налоговой проверки в от­ношении данного налогоплательщика за определенные налоговые периоды;

— акт налоговой проверки.

Основным итоговым документом выездной налоговой провер­ки является акт установленной формы, который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной про­верке.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть обязательно указаны:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок

Содержащиеся в акте налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению нало­говыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы.

Акт налоговой проверки составляется в двух эк­земплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю либо их представителям.

При выявлении нало­говым органом обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экзем­плярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в 10-дневный срок в следственные органы дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела2См. п. 3 ст. 32 НК РФ.

Акт налоговой проверки, составленный по установ­ленной форме, должен быть подписан уполномоченными долж­ностными лицами налогового органа и руководителем проверяе­мой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. При отказе руководителя (лица, исполняю­щего его обязанности) организации-налогоплательщика (индиви­дуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производит­ся запись: «Налогоплательщик от подписи отказался», заверенная подписью указанного должностного лица.

Подписанный уполномоченными должностными лицами нало­гового органа акт налоговой проверки со всеми прило­жениями к нему вручается:

1) в течении 5-ти дней со дня составления лично или иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителю организации-налогоплательщика ли­бо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку;

2) в случае направления акта налоговой проверки по почте за­казным письмом датой вручения акта считается 6-й день, начиная с даты его отправки. В этом случае к экземпляру акта, остающе­муся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления;

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложения­ми проверяющих в течении 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом иди по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому ор­гану документы (их заверенные копии), подтверждающие обосно­ванность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
Акт налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here