Аудит бухгалтерской финансовой отчетности

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: Аудит бухгалтерской финансовой отчетности. Мы постарались полностью раскрыть тему с юридической точки зрения и предоставить информацию в доступном виде. Если все же у вас возникли вопросы, вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Курсовая работа

Дисциплина: Аудит

Тема: Аудит бухгалтерской отчетности

Выполнила

Костенко Екатерина Эдуардовна

Г. Ярославль

Международный институт управления

2007г.

1.4. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности. 16

2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности. 35

3.3. Объективный критерий достоверности 63

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и, прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  • бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

  • бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

  • степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются:

формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

  • соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

  • соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Читайте так же:  Как вести бухучет?

Задачами аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

в) отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов.

1. Аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта и его экономическими и производственными подразделениями требований нормативных актов РФ. Ответственность за соблюдение установленных этими актами норм и правил несет руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что экономический субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.

2. При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;

в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно — правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

3. Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.

Читайте так же:  Рко это

4. Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;[1]

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

6. Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Для собственников небольшого бизнеса и их бухгалтерских работников все заботы связанные с бухгалтерской отчетностью заканчиваются её составлением и подачей в ИФНС и Росстат. Но для отдельных экономических субъектов с составлением отчетности все только начинается.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности некоторых видов компаний, предусмотренных действующим законодательством, должно быть выражено независимым и авторитетным экспертом — аудитором. Или точнее, аудиторской компанией, соответствующей установленным законом требованиям и выбранной в установленном порядке. Процедура подтверждения достоверности отчетности и соответствия бухгалтерского учета требованиям законодательства называется — аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. О том кому и когда обязательно проведение аудита отчетности будет рассказано в настоящей статье.

Для кого обязателен аудит отчетности

Наверное, каждый предприниматель мечтает и планирует развить собственное дело до больших масштабов. Успешный бизнес всегда расширяется. А в процессе расширения обрастает поставщиками и покупателями, заказчиками и потребителями услуг, кредиторами и прочими контрагентами. Расширение бизнеса может сопровождаться появлением новых участников и акционированием. Тем самым число пользователей, то есть лиц, которым может быть интересна отчетность, растет. Государство заинтересовано в стабильности хозяйственных отношений. Бухгалтерская отчетность позволяет контрагентам и иным заинтересованным лицам получить информацию о финансовом положении организации, с которой планируются договорные отношений. Избежать рискованных сделок можно только при условии достоверности финансовой информации, содержащейся в отчетности. В этих условиях законодателем и предусмотрена процедура проведения обязательного аудита.

Вопросы, связанные с проведением аудита, регулируются законом «Об аудиторской деятельности» и некоторыми другими нормативными актами. Этим же законом предусмотрен основной перечень юридических лиц, для которых проверка бухгалтерской отчетности обязательна.

В соответствии с законодательством, аудиторская проверка является обязательной для следующих компаний:

  • акционерные общества,
  • юридические лица, чьи ценные бумаги (акции, облигации) торгуются на фондовой бирже,
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые компании и организаторы торговли,
  • кредитные организации и бюро кредитных историй,
  • жилищные накопительные кооперативы,
  • негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды и другие организации, связанные с привлечением средств с помощью создания фондов,
  • страховые компании и общества взаимного страхования,
  • организации при достижении следующих финансовых показателей за предшествующий отчетному год: объем выручки 400 миллионов рублей и/или сумма активов 60 миллионов рублей,
  • юридические лица, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность,
  • саморегулируемые организации,
  • государственные компании и корпорации,
  • иные организации в случае если это предусмотрено законодательством.

Законом предусмотрено ежегодное проведение обязательного аудита.

Кто может проводить проверку

Если ранее законом было предусмотрено обязательное лицензирование деятельности аудиторских компаний, то на сегодняшний день, чтобы заниматься аудиторской деятельностью, необходимо состоять в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА).

Аудиторы — физические лица, непосредственно осуществляющие проверку, должны иметь квалификационный аттестат и также являться членами СОА. И те, и другие, имеют право заниматься профессиональной аудиторской деятельностью только с момента регистрации в реестре аудиторских организаций и аудиторов. Какой либо иной деятельностью, направленной на получение прибыли, помимо аудиторской деятельности и сопутствующего консультирования аудиторы и аудиторские компании заниматься не могут.

Процедура выбора аудитора также регламентирована законодательными актами. В зависимости от типа организации и критерия, по которому аудит для неё обязателен. Наиболее распространенный случай — это акционерные общества и некоторые категории обществ с ограниченной ответственностью. В акционерных обществах утверждение аудитора относится к компетенции общего собрания акционеров. Вопрос о выборе аудиторской организации, в обязательном порядке, ставится в повестку дня годового общего собрания акционеров. Сумма вознаграждения аудиторской компании определяется советом директоров акционерного общества.

Читайте так же:  Составление реестра кассовых документов за день

Обратите внимание: Для обществ с ограниченной ответственностью наиболее распространенной организационно-правовой формой юридических лиц в России, проведение обязательного аудита необходимо только в некоторых определенных законом случаях.

Для общества с ограниченной ответственностью обязанность проведения аудиторской проверки может возникнуть в случае размещения облигаций на фондовом рынке, при достижении определенных законом финансовых показателей или в других случаях.

[2]

В таких обществах назначение проверки, выбор аудиторской организации определение размера её оплаты может быть отнесено к компетенции совета директоров (если он, конечно, предусмотрен уставом общества). В случае, если в обществе нет совета директоров, либо уставом этот вопрос не отнесен к его компетенции, то вышеуказанные вопросы решаются общим собранием участников общества (единственным участником).

Порядок и методы проведения аудиторских проверокЦели аудиторской проверки

По результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен выразить свое мнение о её достоверности и соответствии порядка ведения учета требованием нормативно правовых актов. Аудитору необходимо удостоверится, что отчетность не содержит существенных искажений, которые могли быть следствием умышленных действий проверяемого лица, либо ошибок, допущенных в бухгалтерском учете или при подготовке отчетности. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности, выявленных по результатам проверки, как впрочем, и самостоятельно обнаруженных, обязательно.

Как следствие вышесказанного, основная цель аудиторской проверки — мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, для которого проводится аудит. Однако, это не означает, что аудитор дает гарантии последующей финансовой жизнеспособности организации. В то же время как дополнительная цель, может быть обозначена цель содействия проверяемому лицу в правильном ведении бухгалтерского учета. По результатам аудиторской проверки, бухгалтерия и руководство проверяемой организации, как правило, делают выводы, которые используются в дальнейшем.

Обратите внимание: Аудиторская проверка не заменяет, каким либо образом государственный контроль соблюдения законодательства при ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, который проводится соответствующими госорганам.

[3]

Аудиторское заключение

Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности отражается в аудиторском заключении. Заключение представляет собой официальный документ, содержащий мнение аудитора и при необходимости его рекомендации. Аудиторское заключение может сопровождаться приложением, в котором выводы по результатам проверки раскрываются подробно. Куда-либо предоставлять такое приложение или раскрывать его для третьих лиц не обязательно. Аудиторская компания должна предоставить заключение только организации, в отношении которой проводилась проверка, или тому лицу, с которым заключено соглашение на проведение проверки.

Аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, либо составленное по итогам проверки, но идущее вразрез с бухгалтерскими документами, на основании которых составлено, может быть признано заведомо ложным. Для признания его таковым необходимо решение суда, вынесенное по заявлению заинтересованной стороны.

С подобным заявлением могут обратиться в суд следующие лица:

  • адресаты аудиторского заключения (например, акционеры либо участники общества с ограниченной ответственностью),
  • Банк России, в отношении кредитных, страховых и иных подконтрольных и поднадзорных организаций,
  • Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов», в отношении кредитных организаций,
  • Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, в отношении юридических лиц с государственным участием,
  • другие лица в предусмотренных законодательством случаях.

Заключение аудитора хранится в акционерном обществе вместе с бухгалтерской отчетностью, в отношении которой оно составлено. Нормативными актами предусмотрен постоянный срок хранения бухгалтерской отчетности акционерного общества. Аналогичным образом решен вопрос и с хранением отчетности обществ с ограниченной ответственностью.

В отношении отчетности и аудиторского заключения к ней, предусмотрена обязанность предоставлять их заинтересованным лицам и прежде всего акционерам и участникам обществ. Законом «Об акционерных обществах предусмотрено предоставление акционерам бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней в течение семи дней с момента подачи запроса. Для обществ с ограниченной ответственностью, соответствующим законом, установлен трехдневный срок.

В случае обязательного раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторское заключение, с выводами о её достоверности, раскрывается вместе с отчетностью. Для целей раскрытия информации применяются официальные страницы специально уполномоченных информационных агентств в сети интернет. На сегодняшний день таких агентств восемь. Раскрытие производится на платной основе. После внесения оплаты, должностное лицо раскрывающей информацию организации получает доступ в «личный кабинет» на сайте информационного агентства. После чего файлы, содержащие отчетность и аудиторское заключение «закачиваются» на сайт и становятся доступны всем заинтересованным пользователям. Для тех юридических лиц, для которых подобное раскрытие отчетности в сети интернет обязательно, невыполнение требований закона грозит весьма существенными штрафами. Нижний предел ответственности начинается с семисот тысяч рублей.

В заключении стоит добавить, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть как обязательный, так и добровольный (инициативный). В последнем случае, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, руководствуясь только своими потребностями, могут обратиться в аудиторскую компанию с целью проведения аудиторской проверки. Такая проверка сможет дать им полное представление о том, насколько правильно ведется бухгалтерский учет в их собственном бизнесе, и какие риски их могут ожидать. Довольно часто такой возможностью пользуются потенциальные покупатели того или иного бизнеса в процессе проверки покупаемого актива (due diligence).

Читайте так же:  Как исчисляется НДФЛ?

Видео — «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Для собственников небольшого бизнеса и их бухгалтерских работников все заботы связанные с бухгалтерской отчетностью заканчиваются её составлением и подачей в ИФНС и Росстат. Но для отдельных экономических субъектов с составлением отчетности все только начинается.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности некоторых видов компаний, предусмотренных действующим законодательством, должно быть выражено независимым и авторитетным экспертом — аудитором. Или точнее, аудиторской компанией, соответствующей установленным законом требованиям и выбранной в установленном порядке. Процедура подтверждения достоверности отчетности и соответствия бухгалтерского учета требованиям законодательства называется — аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. О том кому и когда обязательно проведение аудита отчетности будет рассказано в настоящей статье.

Для кого обязателен аудит отчетности

Наверное, каждый предприниматель мечтает и планирует развить собственное дело до больших масштабов. Успешный бизнес всегда расширяется. А в процессе расширения обрастает поставщиками и покупателями, заказчиками и потребителями услуг, кредиторами и прочими контрагентами. Расширение бизнеса может сопровождаться появлением новых участников и акционированием. Тем самым число пользователей, то есть лиц, которым может быть интересна отчетность, растет. Государство заинтересовано в стабильности хозяйственных отношений. Бухгалтерская отчетность позволяет контрагентам и иным заинтересованным лицам получить информацию о финансовом положении организации, с которой планируются договорные отношений. Избежать рискованных сделок можно только при условии достоверности финансовой информации, содержащейся в отчетности. В этих условиях законодателем и предусмотрена процедура проведения обязательного аудита.

Вопросы, связанные с проведением аудита, регулируются законом «Об аудиторской деятельности» и некоторыми другими нормативными актами. Этим же законом предусмотрен основной перечень юридических лиц, для которых проверка бухгалтерской отчетности обязательна.

В соответствии с законодательством, аудиторская проверка является обязательной для следующих компаний:

  • акционерные общества,
  • юридические лица, чьи ценные бумаги (акции, облигации) торгуются на фондовой бирже,
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые компании и организаторы торговли,
  • кредитные организации и бюро кредитных историй,
  • жилищные накопительные кооперативы,
  • негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды и другие организации, связанные с привлечением средств с помощью создания фондов,
  • страховые компании и общества взаимного страхования,
  • организации при достижении следующих финансовых показателей за предшествующий отчетному год: объем выручки 400 миллионов рублей и/или сумма активов 60 миллионов рублей,
  • юридические лица, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность,
  • саморегулируемые организации,
  • государственные компании и корпорации,
  • иные организации в случае если это предусмотрено законодательством.

Законом предусмотрено ежегодное проведение обязательного аудита.

Кто может проводить проверку

Если ранее законом было предусмотрено обязательное лицензирование деятельности аудиторских компаний, то на сегодняшний день, чтобы заниматься аудиторской деятельностью, необходимо состоять в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА).

Аудиторы — физические лица, непосредственно осуществляющие проверку, должны иметь квалификационный аттестат и также являться членами СОА. И те, и другие, имеют право заниматься профессиональной аудиторской деятельностью только с момента регистрации в реестре аудиторских организаций и аудиторов. Какой либо иной деятельностью, направленной на получение прибыли, помимо аудиторской деятельности и сопутствующего консультирования аудиторы и аудиторские компании заниматься не могут.

Процедура выбора аудитора также регламентирована законодательными актами. В зависимости от типа организации и критерия, по которому аудит для неё обязателен. Наиболее распространенный случай — это акционерные общества и некоторые категории обществ с ограниченной ответственностью. В акционерных обществах утверждение аудитора относится к компетенции общего собрания акционеров. Вопрос о выборе аудиторской организации, в обязательном порядке, ставится в повестку дня годового общего собрания акционеров. Сумма вознаграждения аудиторской компании определяется советом директоров акционерного общества.

Обратите внимание: Для обществ с ограниченной ответственностью наиболее распространенной организационно-правовой формой юридических лиц в России, проведение обязательного аудита необходимо только в некоторых определенных законом случаях.

Для общества с ограниченной ответственностью обязанность проведения аудиторской проверки может возникнуть в случае размещения облигаций на фондовом рынке, при достижении определенных законом финансовых показателей или в других случаях.

[2]

В таких обществах назначение проверки, выбор аудиторской организации определение размера её оплаты может быть отнесено к компетенции совета директоров (если он, конечно, предусмотрен уставом общества). В случае, если в обществе нет совета директоров, либо уставом этот вопрос не отнесен к его компетенции, то вышеуказанные вопросы решаются общим собранием участников общества (единственным участником).

Порядок и методы проведения аудиторских проверок

Цели аудиторской проверки

По результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен выразить свое мнение о её достоверности и соответствии порядка ведения учета требованием нормативно правовых актов. Аудитору необходимо удостоверится, что отчетность не содержит существенных искажений, которые могли быть следствием умышленных действий проверяемого лица, либо ошибок, допущенных в бухгалтерском учете или при подготовке отчетности. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности, выявленных по результатам проверки, как впрочем, и самостоятельно обнаруженных, обязательно.

Как следствие вышесказанного, основная цель аудиторской проверки — мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, для которого проводится аудит. Однако, это не означает, что аудитор дает гарантии последующей финансовой жизнеспособности организации. В то же время как дополнительная цель, может быть обозначена цель содействия проверяемому лицу в правильном ведении бухгалтерского учета. По результатам аудиторской проверки, бухгалтерия и руководство проверяемой организации, как правило, делают выводы, которые используются в дальнейшем.

Обратите внимание: Аудиторская проверка не заменяет, каким либо образом государственный контроль соблюдения законодательства при ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, который проводится соответствующими госорганам.

[3]

Аудиторское заключение

Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности отражается в аудиторском заключении. Заключение представляет собой официальный документ, содержащий мнение аудитора и при необходимости его рекомендации. Аудиторское заключение может сопровождаться приложением, в котором выводы по результатам проверки раскрываются подробно. Куда-либо предоставлять такое приложение или раскрывать его для третьих лиц не обязательно. Аудиторская компания должна предоставить заключение только организации, в отношении которой проводилась проверка, или тому лицу, с которым заключено соглашение на проведение проверки.

Читайте так же:  Договор купли продажи нежилого помещения

Аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, либо составленное по итогам проверки, но идущее вразрез с бухгалтерскими документами, на основании которых составлено, может быть признано заведомо ложным. Для признания его таковым необходимо решение суда, вынесенное по заявлению заинтересованной стороны.

С подобным заявлением могут обратиться в суд следующие лица:

  • адресаты аудиторского заключения (например, акционеры либо участники общества с ограниченной ответственностью),
  • Банк России, в отношении кредитных, страховых и иных подконтрольных и поднадзорных организаций,
  • Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов», в отношении кредитных организаций,
  • Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, в отношении юридических лиц с государственным участием,
  • другие лица в предусмотренных законодательством случаях.

Заключение аудитора хранится в акционерном обществе вместе с бухгалтерской отчетностью, в отношении которой оно составлено. Нормативными актами предусмотрен постоянный срок хранения бухгалтерской отчетности акционерного общества. Аналогичным образом решен вопрос и с хранением отчетности обществ с ограниченной ответственностью.

В отношении отчетности и аудиторского заключения к ней, предусмотрена обязанность предоставлять их заинтересованным лицам и прежде всего акционерам и участникам обществ. Законом «Об акционерных обществах предусмотрено предоставление акционерам бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней в течение семи дней с момента подачи запроса. Для обществ с ограниченной ответственностью, соответствующим законом, установлен трехдневный срок.

В случае обязательного раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторское заключение, с выводами о её достоверности, раскрывается вместе с отчетностью. Для целей раскрытия информации применяются официальные страницы специально уполномоченных информационных агентств в сети интернет. На сегодняшний день таких агентств восемь. Раскрытие производится на платной основе. После внесения оплаты, должностное лицо раскрывающей информацию организации получает доступ в «личный кабинет» на сайте информационного агентства. После чего файлы, содержащие отчетность и аудиторское заключение «закачиваются» на сайт и становятся доступны всем заинтересованным пользователям. Для тех юридических лиц, для которых подобное раскрытие отчетности в сети интернет обязательно, невыполнение требований закона грозит весьма существенными штрафами. Нижний предел ответственности начинается с семисот тысяч рублей.

В заключении стоит добавить, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть как обязательный, так и добровольный (инициативный). В последнем случае, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, руководствуясь только своими потребностями, могут обратиться в аудиторскую компанию с целью проведения аудиторской проверки. Такая проверка сможет дать им полное представление о том, насколько правильно ведется бухгалтерский учет в их собственном бизнесе, и какие риски их могут ожидать. Довольно часто такой возможностью пользуются потенциальные покупатели того или иного бизнеса в процессе проверки покупаемого актива (due diligence).

Видео — «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.
  5. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  6. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
Аудит бухгалтерской финансовой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here