Помощь в развитии малого бизнеса

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: Помощь в развитии малого бизнеса. Мы постарались полностью раскрыть тему с юридической точки зрения и предоставить информацию в доступном виде. Если все же у вас возникли вопросы, вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Помощь в развитии малого бизнеса 21

В международной практике доля пополнения государственного бюджета за счет малого бизнеса может составлять до 30-60 процентов. Подобными рекордами могут похвастать Министерства экономики части государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Средиземноморского бассейна, даже Центральной Европы.

В России эти показатели на порядок ниже. Похожая ситуация относится и к проценту населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса. Все последние годы и даже десятилетия, прошедшие с момента перехода страны к рыночной экономике, программы поддержки развития малого бизнеса принимались практически ежегодно. В итоге сегодня государственная помощь малому бизнесу оказывается в рамках федеральных программ и программ региональной поддержки. Иногда создается впечатление, что росту влияния малого бизнеса на экономику страны мешает лишь некоторая несогласованность действий чиновников и начинающих предпринимателей.

Более приоритетными при получении помощи являются сельские отрасли. Например, бизнес по разведению кроликов или КРС.

На такую помощь могут рассчитывать и пчеловоды. Про «пчелиный» бизнес у нас есть отдельная статья.

Стоит ли ожидать малому бизнесу реальную помощь от государства? Кому нужна и актуальна такая помощь?

Помощь в развитии малого бизнеса 197

Как государство помогает малому бизнесу? Так как государство заинтересовано в пополнении бюджета и увеличении количества рабочих мест за счет предприятий малого и среднего бизнеса, возможность получить его помощь в теории существует. В том числе оказание помощи осуществляется в финансовой области. Самым удобным вариантом помощи являются безвозмездные и безвозвратные субсидии. Все выполняемые в рамках оказания помощи предприятиям малого бизнеса базируются на принимаемой единой государственной программе развития малого и среднего предпринимательства. Она обычно разрабатывается на каждый наступающий календарный год или два года. Сейчас действует государственная программа поддержки малого бизнеса на 2013-2014 год. Владение её позициями часто оказывает заметную помощь в оформлении заявок на оказание государственной помощи.

Помощь в открытии бизнеса

Помощь в развитии малого бизнеса 193

Уровень оказываемой помощи зависит от направления деятельности нового производства. Фактически любое малое предприятие может получить субсидии от государства на бизнес уровня региона и федерального центра по направлениям:
  • обучение, повышение квалификации и переобучение специалистов;
  • работа в сфере участия в рекламных акциях и выставочно-конгрессных мероприятиях;
  • лицензирование;
  • деятельности по открытию предприятия;
  • приобретение оборудования и компьютерной техники;
  • подбор вариантов аренды помещения;
  • открытие бизнеса.

Оценка целесообразности предоставления субсидии на открытие бизнеса проводится государственным органом на основании бизнес-плана малого предприятия и основывается на выборе направления работ. В идеале оно должно совпадать с приоритетными направлениями развития экономики в регионе.

В большинстве регионов к приоритетным направлениям относится:

  • инновационный бизнес;
  • сельское хозяйство;
  • производство продукции в реальном секторе.

Также к поддержке государства относится предоставляемая малым предприятиям возможность обратиться в бизнес-инкубаторы. Это удобно перспективой получить юридическую помощь малому бизнесу, помощь в разработке бизнес-плана и другим вопросам.

Для повышения перспектив получения субсидии в список приоритетных направлений деятельности создаваемой организации специалисты рекомендуют включить предоставление вакантных рабочих мест лицам, зарегистрированным на бирже труда. Эти преимущества ориентированы и на безработных, которые планируют открыть собственный малый бизнес.

В рамках грантов и субсидий при правильной подготовке документов можно получить от 40 до 60% необходимой для открытия производства суммы. Гранты и субсидии предприятиям малого бизнеса, работающим в рамках исполнения федеральных программ или региональных программ, могут предоставляться практически ежегодно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Альтернативным вариантом является участие в исполнении государственных заказов. Данные об объявленных конкурсах по исполнению государственных заказов публикуются на сайтах государственных организаций. На этих ресурсах план размещения конкурсов и их темы публикуются в конце календарного года на следующий. Многие государственные заказы предусматривают преференции участникам конкурса, представляющим малый бизнес.

Помощь в развитии существующего малого бизнеса

Помощь в развитии малого бизнеса 59

Оказание поддержки действующим и имеющим позитивные показатели развития предприятиями малого бизнеса также оказываются в рамках названных программ. Кроме того, в последние годы тенденцией стала разработка представителями власти механизмов стимулирования развития производственного сектора. Такие программы поддерживаются в рамках предоставления субсидий и специальных кредитов.

Претендуя на финансовую поддержку, важно грамотно составить пакет документов, которые обоснуют запрос на государственное субсидирование. В него входит:

  • заявление, составленное по установленной форме;
  • копия полного пакета всех учредительных документов;
  • копия паспорта учредителя;
  • свидетельство, подтверждающее внесение в реестр малого предпринимательства;
  • свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию.

Повысить шанс положительного результата рассмотрения запроса можно, включив в бизнес-план:

  • данные о заработной плате сотрудников и их штатной численности;
  • показатели роста уровня заработной платы, сохранения численности сотрудников и увеличения их числа;
  • данные о предполагаемом уровне финансовых затрат и сроках окупаемости.

Альтернативные варианты финансирования – кредиты малому бизнесу от государства

Помощь в развитии малого бизнеса 131

Линейки кредитных продуктов, ориентированных на предприятия малого бизнеса, сегодня предлагаются практически все ведущие банки страны. В том числе действуют специализированные программы. Например, «Сбербанк – малому бизнесу».

В рамках таких программ предоставляются суммы до 5 000 000 миллионов рублей. Максимальной суммой, предоставляемой банком малому бизнесу обычно бывает 12 000 000 миллионов. Срок предоставления кредита и годовая процентная ставка непосредственно зависит от поданных в заявке документов.

Распространенным вариантом предложения становятся кредиты в рамках рефинансирования. Они часто предоставляются под залог действующего бизнеса. Любые программы кредитования под залог имущества отличаются выгодными процентными ставками.

Важным моментом при рассмотрении условий по предоставлению заемных средств становятся данные о сроке успешной деятельности. Многие банки указывают минимальным сроком подтвержденной работы предприятия 3 месяца.

Кредитные средства на развитие малого бизнеса предоставляются в рамках специальных программ, так называемых стартапов. Чаще всего такие программы выдают кредит под залог собственности. В случае, если оформление залогового кредита невозможно, условия кредитования становятся достаточно жесткими. Повышается процентная ставка и регулируется выдаваемая сумма в сторону снижения. Только начинающим работать малым предприятия проще получить микро кредит.

При предоставлении залога успешно работающим предприятиям малого бизнеса могут предоставляться значительные суммы. Так под залог банк ВТБ-24 готов предоставить заемщику до 150 миллионов рублей под 10,5% годовых. Широкие линейки кредитов для предприятий малого бизнеса предлагают многие банки страны. Подобрать самый привлекательный для каждого потенциального заемщика удобно с помощью кредитных калькуляторов, представленных в сети Интернет. Часто такую возможность предоставляют сайты юридических организаций. Многие такие ресурсы позволяют сразу направить свою заявку на рассмотрение в выбранный банк или в сразу несколько банков.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В любом варианте для получения заемных средств в банк предоставляется подробный и четкий бизнес план.

Торговля цветами обладает средней конкуренцией и хорошей прибыльностью. Как начать цветочный бизнес с нуля и сколько это будет стоить?

Неплохие шансы получить помощь есть при открытии автомойки. Мы собрали поэтапное руководство по началу этой деятельности.

Интересный вид сельского бизнеса:

Помогла статья? Подписывайтесь в наши сообщества: ВКонтакте, Фейсбуке, Twitter, Одноклассниках или Google Plus.

Будем очень благодарны, если поставите «Лайк» ниже. Спасибо!

Получайте обновления прямо на вашу почту:

Ведение бизнеса в нашей стране требуется большого объема ресурсов. Для того, чтобы соблюдать все требования законодательства, надо очень потрудиться. Слишком много ограничений, требований, обязательств возникает у малого бизнеса при работе и взаимодействии с органами власти и контролирующими инстанциями.

Однако не только давление со стороны государства испытывает бизнес, но и может рассчитывать на определенную помощь, в том числе и финансовую. Обзор такой помощи позволит найти выгоду в отношениях с государственным аппаратом.

Какие бывают виды помощи от государства малому бизнесу

Представители малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на получение следующих разновидностей поддержки в рамках федеральных и региональных целевых программ:

  • Информационная поддержка и консалтинг (проведение семинаров и курсов, распространение информации, подготовка обучающих материалов);
  • Инфраструктурная поддержка (создание среды для развития бизнеса, бизнес-инкубаторы и фонды развития предпринимательства);
  • Поддержка инноваций и научно-технических разработок;
  • Организационная помощь в ярмарочно-выставочной деятельности (льготное или бесплатное предоставление мест на мероприятиях и выставочного оборудования);
  • Упрощение таких составляющих деятельности субъектов МСП, как правовое регулирование, бухгалтерское сопровождение, порядок лицензирования и оформления разрешительной документации;
  • Финансовые меры поддержки (субсидии, гранты, компенсации, льготы).

Больше всего интересует представителей бизнеса именно направления финансовой помощи, однако, денег по всем остальным программам и видам поддержки тратится из бюджета намного больше. По этой причине стоит внимательно отнестись и к другим вариантам преференций для представителей малых и средних предприятий. Однако подробней стоит рассказать все же про виды именно финансовой поддержки.

Безвозмездная помощь малому бизнесу от государства

Помимо льготных кредитов от государства, которые придется возвращать, из бюджета выделяются для бизнеса и иные безвозмездные финансовые выплаты.

Такую помощь от государства малому бизнесу не надо будет оплачивать, достаточно выполнить все условия для ее получения и израсходовать по целевому назначению.

Разновидности безвозмездной помощи от государства:

  • Гранты начинающим предпринимателям (существующим до 1-2 лет) из бюджета для частичной оплаты расходов на реализацию бизнес-плана (но не более 300 тысяч рублей ), при этом получатель должен внести самостоятельно, в зависимости от региона 30-50% от бюджета всего проекта.
  • Безвозвратные субсидии на развитие бизнесу, уже имеющему опыт ведения деятельности, выдаются на приобретение основных средств в размере 50-90% от стоимости приобретаемых активов, на сумму до 10 миллионов в зависимости от региона получения.
  • Грант для самозанятости – в размере годового пособия по безработице ( 58,8 тыс. рублей ) выдается официально зарегистрированным безработным на открытие собственного дела, причем на каждого трудоустроенного безработного можно также получить эту сумму.
  • Компенсация части затрат на уплату кредита на покупку оборудования и техники или выплаты по договору лизинга – из бюджета компенсируется часть процентов (в размере 1/3-2/3 от ставки рефинансирования, то есть 2,75-5,5% годовых), начисленных по этим сделкам, возмещение выплачивается по факту – нужно предъявить документы об оплате взносов по кредиту.
  • Субсидирование 2/3 затрат на участие в выставках и ярмарках (аренду оборудование, регвзнос, доставку оборудования и продукции) на территории РФ и в иностранных государствах, но не более 300 тысяч рублей.

Отдельные программы поддержки существуют для предприятий, которые являются сельхозпроизводителями. Они кроме техники и оборудования могут получить средства на приобретение племенного молодняка или семян культурных растений. Но основные параметры всех программ для бизнеса в любых отраслях схожи.

Предприниматели могут получать поддержку как от государства, так и от банков. Например,

Сбербанк SBRF малому бизнесу

 предлагает несколько вариантов взаимовыгодного сотрудничества и полезных сервисов.

Практика показывает, что помощь легче получить тем, кто собирается открыть бизнес в маленьком городе. Здесь мы уже обсуждали этот вопрос.

Если будущее производство будет способствовать сохранению экологии или иметь социально значимую направленность, то за помощью от государства есть смысл обратиться тем предпринимателям, кто планирует приобретать мини-завод для своего бизнеса.

Как получить эту помощь

Получить все виды помощи от государства могут лишь те субъекты предпринимательства, которые уже знакомы властям и внесены в реестр получателей поддержки. Но малому бизнесу, который планирует воспользоваться финансовой помощью, понадобится еще и принять участие в конкурсном отборе.

Помощь в развитии малого бизнеса 136

Необходимо не просто принести уставные и регистрационные документы на участие в конкурсе на получение выбранной поддержки от государства, но и заполнить специальную заявку, сведения в которой и будут основанием для отбора участников программы.

Каждому значимому критерию присваиваются свои баллы и простой подсчет и сравнение помогает выбрать тех, кто достоин получить средства из государственного кармана.

В качестве основных критериев оценки выделяют: количество создаваемых рабочих мест, бюджетная эффективность (налоги и сборы), социальная значимость бизнеса, а также иные специфические параметры, каждому из которых присваиваются свои значения баллов.

Дополнительно для начинающих бизнесменов и тех предприятий, где планируется расширение и модернизация производства, потребуется бизнес-план.

С помощью всех этих разнообразных государственных программ поддержки малого бизнеса в каждом регионе страны можно найти возможность создания и развития собственного дела за счет помощи из бюджета. Причем необязательно возвращать деньги, инвестированные в ваш бизнес государством – есть безвозмездная помощь.

Видео: вебинар «Как малому бизнесу получить субсидии от государства»

Помощь в развитии малого бизнеса 138

В последние годы государство делает очень большой акцент на развитие малого бизнеса. Актуальность этих мер нельзя недооценивать, так как развитие именно этой отрасли является решением вопроса о снижении уровня безработицы. Разработка и внедрение государственных программ, направленных на помощь малому бизнесу, является в условиях 21-го века самым эффективным инструментом повышения уровня занятости населения.

Малый бизнес, в условиях жестокой конкуренции, испытывает множество проблем. Особенно они проявляются в процессе зарождения нового предприятия и его внедрения на рынок. В связи с тем, что не каждый начинающий предприниматель имеет достаточно денежных средств, государство берет на себя их финансовую поддержку.

В комплекс законодательно подкрепленных

форм финансовой поддержки входят:

  • одноразовая субсидия,
  • фонды предоставления гарантий,
  • программы развития.

Государственная политика по содействию развитию малого бизнеса

Первые попытки законодательного регулирования данного вопроса в России были сделаны в далеком 1993 году. Тогда с появлением постановление “О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” начались первые шаги правительства в сторону поддержания малого бизнеса. Данное постановление предусматривало разработку комплекса налоговых и финансовых льгот, предоставление которых было обязательным требованиям для развития рыночной модели экономики.

С тех пор прошло уже более 20 лет. Опыт, накопленный на высшем уровне, отразился в новых законодательных актах. А результатом бесчисленных промахов и ошибок, связанных с принимаемыми для развития мерами, стала самая проработанная льготная политика, которая когда-либо предоставлялась со стороны властей.
Причиной решения властей пойти на такие экстренные меры стала самоликвидация более 500000 индивидуальных предпринимателей, произошедшая в 2013-ом году. Толчком к подобным крайностям стали непродуманные действия правительства, носящие недальновидный характер. Увеличив налоги для малого бизнеса, и, усилив контроль над предпринимателями, государство собиралось пополнить свой бюджет, но, в конечном итоге это привело к потере рабочих мест и способствовало увеличения уровня безработицы в стране. Правительство не учло, что рабочие места предоставляемые малыми предприятиями, гораздо важнее, чем налоги.

В результате, Министерство Финансов  определило комплекс мер, направленных на исправление сделанных ошибок и активизацию интереса предпринимателей к ведению бизнеса.

Среди них стоит выделить следующие меры, реализация которых начата с 2014 года:

  • Начиная с 2014 года, каждый вновь созданный субъект малого бизнеса получит налоговые каникулы на срок 2 года
  • Правительство Российской Федерации будет выступать в качестве гаранта при получении предпринимателями кредита. Вследствие этого ставки по процентам за кредит получат тенденцию к снижению.
  • Помощь в развитии малого бизнеса 63Центральный Банк РФ взял на себя унификацию порядка получения кредита для малого бизнеса. Наряду с этим ЦБ РФ будет сопровождать свои действия поддержкой коммерческих банков, направленной на безболезненное снижение процентных ставок при реализации концепции льготного кредитования.
  • Введено субсидирование со стороны правительства, которое будет направлено на финансирование покупки инновационной техники. Это позволит улучшить качественные показатели основных средств, которыми оснащаются созданные предприятия.

Комплекс услуг, оказываемых государством

Федеральный закон номер 209, который был принят в 2007 году, послужил хорошей опорой для развития мелкого бизнеса на государственном и местном уровне.

Согласно этому закону государство возлагает  на себя обязательство по предоставлению целого комплекса услуг, направленного на то, чтобы предприниматели, создавая новый бизнес, имели возможность лучше ориентироваться на рынке.

Этот комплекс состоит из 5-ти видов поддержки, оказываемых государством:

  • Финансовая поддержка

Правительство предоставляет различные субсидии, инвестиции за счет бюджета, обеспечиваются государственные и муниципальные гарантии по кредитам и другим обязательствам субъектов малого бизнеса.

Таким образом, создается определенная инфраструктура поддержки предпринимателей за счет средств федерального бюджета.

  • Имущественная помощь
Государство или муниципалитет помогает предпринимателям, передавая им во владение или на временное пользование своё имущество.

Передаваться могут земельные участки и здания,  строения и нежилое помещение. Также это могут быть: оборудование, машины, различные механизмы, станки и другие транспортные средства.

Следует отметить, что переданное имущество должно использоваться по целевому назначению.

  • Информационная поддержка
Представляет из себя снабжение предпринимателей необходимой для принятия решений информацией, путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем.
  • Консультационная поддержка

Обеспечение необходимых условий для содействия субъектам малого бизнеса, путем создания специальных организаций, которые будут предоставлять бесплатные консультационные услуги.

  • Повышение квалификации кадров

Предполагается разработка образовательных программ, которые будут направлены на повышение уровня квалификации кадров, работающих в небольших предприятиях.

Меры стимулирования

Помощь в развитии малого бизнеса 31

Для стимулирования интереса граждан к открытию своего бизнеса:
  • применяется облегченная система регистрации малого предприятия,
  • введена упрощенная система сертификации продукции и лицензирования деятельности
  • проводятся различные выставки и рекламные акции,
  • но самой главной привилегией для предпринимателей является возможность получения субсидии на открытие малого бизнеса.

Каждый регион Российской Федерации выбирает для себя наиболее важные отрасли развития и на ежегодной основе определяет размер финансовой поддержки для этой сферы.

Направления развития

Если вы собираетесь открыть свой уникальный бизнес, но испытываете сложности с финансированием, то в первую очередь Вам нужно обратиться за помощью к государству.

Федеральные программы содействия предпринимателям работают в следующих направлениях:

  • Развитие сферы жилищно-коммунальных услуг. Поддержка оказывается предпринимателям, занимающимся в сфере строительства, оказания коммунальных услуг и транспортных услуг гражданам регионов.
  • Государственные программы, направленные на развитие молодёжи. Субсидии предоставляют дополнительные возможности для молодых людей, которые не смогли получить поддержку по основному виду деятельности.
  • Программы социальной направленности, поддерживающие пенсионеров или развитие сферы образования и культуры.
  • Обслуживание в регионах.
  • Развитие ремесла.
  • Все виды производственной деятельности.
  • Развитие инновационных технологий.

Каждый начинающий предприниматель имеет шанс получить безвозвратную финансовую поддержку от государства. Размер этой помощи фиксирован в зависимости от региона.

Важно знать, что если вы существуете в качестве малого бизнеса уже более 1 года, то данная программа на вас распространяться не будет.

Также примите во внимание то, что субсидии выдаются только в том случае, если у новоявленного предпринимателя имеется начальный капитал для создания бизнеса. Государство оказывает только частичную финансовую помощь, которая должна послужить катализатором для начала дела.

На данный момент самым актуальным направлениям поддержки мелкого бизнеса является Помощь в развитии малого бизнеса 72

популяризация его среди молодежи. Для привлечения молодых предпринимателей в бизнес, разрабатываются специальные государственные программы поддержки.

Им предоставляются более выгодные условия аренды и возможность льготной оплаты услуг. Так кроме получения безвозмездной помощи от государства, молодые предприниматели могут получать льготные кредиты, что оказывает более существенную помощь при организации своего дела.

Программы помощи малому бизнесу от Сбербанка

Всем известно, что деньги являются двигателем экономики, а в случае с открытием нового бизнесом, они всегда нужны, как воздух. Поступательные движения государства в сфере развития малого бизнеса привели к созданию выгодной бизнес среды.

Выступая в качестве гаранта по обязательствам предпринимателей, государство искусственно подогревает интерес коммерческих банков к малому бизнесу.

Большая работа в направлении финансирования малого бизнеса проделана Сбербанком России. Так на протяжении последних лет этим банком разработано несколько эффективных программ льготного кредитования небольших бизнесменов.

В результате плотного сотрудничества с предпринимателями, Сбербанк активно выдает им кредиты без залога, обеспечивая их гарантиями государственных структур. Так по итогам 2013 года, Сбербанк смог занять 1-ое место среди всех банков России по объему выданных малому и среднему бизнесу кредитов.

В качестве помощи Сбербанк предоставляет малому бизнесу кредиты на пополнение оборотных и приобретение основных средств.

Программы льготного кредитования от Сбербанка

В банке существует 3 программы льготного кредитования:

  • «Бизнес оборот» — выдается для увеличения оборотных средств и для развития бизнеса.

Льготный кредит предоставляется на срок до 48 месяцев под 14,36% годовых.  Предельная сумма кредитования по программе 150 тысяч рублей.

Преимуществом для предпринимателей являются низкие процентные ставки, длительный срок кредита и возможность рефинансирования имеющийся в другом банке задолженности.

  • Помощь в развитии малого бизнеса 101«Госзаказ» — идеальное решение для субъекта малого бизнеса, работающего по государственным заказам.
Сбербанк предоставляет возможность предварительного финансирование до 70% от суммы государственного контракта. Максимальная сумма кредита – 200 миллионов рублей. Кредит выдается под 14,86% годовых сроком до 28 месяцев.

Преимущество данного льготного кредита заключается в том, что график погашения составляется в соответствии с датами оплат по контракту.

  • Кредит по типу овердрафт — предприниматели имеют возможность воспользоваться данной программой кредитования в случае недостатка денежных средств на счете.
В случае возникновения необходимости совершить расходы они могут получить до 17 миллионов рублей сроком до 12 месяцев. Переплата банку по кредиту составляет 12,09% годовых.

Кредит «Бизнес старт» от Сбербанка

Огромным шагом на встречу к предпринимателям, которые намереваются начать  свой бизнес стал новый заёмный «стартап» продукт «Бизнес-старт».

Сбербанк предлагает оформить кредит на 5-ти летний срок под 18,5% годовых. Предельная сумма кредита – 7 млн. рублей.

Более того, специальные тренинги по основам коммерческой деятельности помогут начинающему бизнесмену обойти множество подводных камней на пути к предпринимательскому успеху.

Ключевым источником для финансового анализа заёмщика будет выступать его бизнес план или договор, определяющий условия франчайзинга.

Банк предоставляет возможности по финансированию до 80% от начального вклада в бизнес, обеспечивая заём поручительством и государственными гарантиями.[2]

Уже на протяжении 3-го десятка лет государственные структуры находятся на пути постоянного поиска решений для улучшения бизнес-среды. Основной упор в изысканиях делается на развитие малого и среднего предпринимательства. К 2014-му году инфраструктура, создаваемая государством, приняла окончательный сформировавшийся облик.

Теперь каждый начинающий предприниматель может почувствовать на себе заботу со стороны государства, имея возможность получить субсидии для начала и развития бизнеса или, воспользовавшись другими предоставляемыми льготами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база.

К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса налаживается практически сразу же. Большинство из них выходит «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального функционирования.

На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

Программы поддержки малого и среднего бизнеса

Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер, направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе.На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации илицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещение затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.

В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.

Реализация программ государственной поддержки

Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления.

Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке. 

Инфраструктура программ поддержки среднего и малого бизнеса

Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.

Общественные организации предлагают возможность принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.

  1. Негосударственные формы поддержки малого предпринимательства

В настоящее время существуют разные формы финансирования поддержки малого предпринимательства: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров:

1) Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в форме: Обучение малому и среднему бизнесу представители малого и среднего бизнеса.

— непосредственной выдачи кредитов;

— предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий;

— компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

2) Имущественная поддержка — это:

— предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков;

— передача малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через лизинговую компанию;

— создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Стратегическое направление развития малого бизнеса требует расширения деловых возможностей, развития межрегиональных и международных связей малого бизнеса в целях обеспечения потребностей малого бизнеса в сбыте продукции, налаживании производственной кооперации, создании совместных производств, привлечении в страну высококачественных потребительских товаров.

Основные приоритеты финансовой поддержки малого предпринимательства:

— поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально-незащищенных групп населения;

— всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;

— проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;

— проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;

— проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;

— проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в стране;

— проектов, направленных на импортозамещение;

— проектов, предусматривающих активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий.

К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры (рисунок 4).

Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.

Помощь в развитии малого бизнеса 125

Рисунок 4 – Кредитная инфраструктура предпринимательской деятельности

Существуют следующие формы финансирования малого предпринимательства:

1. Кредитование.

В последнее время повышенный интерес к кредитованию малого бизнеса вне рамок государственных программ наблюдается у российских банков, которые активно участвуют в кредитовании малого и среднего бизнеса. Однако существует множество сдерживающих факторов, препятствующих этому процессу: низкая прозрачность (легальность) частного бизнеса, отсутствие залогов и гарантий, грамотных бизнес-планов и т.п.

Предприниматели так же испытывают затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для средних и малых предприятий делает получение кредита для предпринимателей труднодоступным, что существенно снижает предпринимательскую активность населения и не стимулирует развитие предпринимательского сектора.

При этом в части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе:

во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов;

во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение;

в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.

  1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.  В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и местный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

— более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

— большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

— гибкость и оперативность в принятии решений;

— относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

— большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

— более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изме-нения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;[3]

— относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечалось, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высок уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных рынках), часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников.

Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

— более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

— зависимость от крупных компаний;

— недостатки в управлении собственным делом;

— слабая компетентность руководителей;

— повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

— трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

— неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Частыми причинами банкротства фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины.  В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то проявляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.

  1. Процедура учреждения предпринимательской единицы

Создание предпринимательской организации состоит из двух стадий.

Первая — подготовительная. Она для будущих предпринимателей, пожалуй, самая ответственная и сложная. На этой стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах — уставе и (или) учредительном договоре. Именно на их основе будет действовать юридическое лицо, заниматься предпринимательством.

Вторая стадия — государственная регистрация.

Учреждение предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, ограничивается второй стадией — государственной регистрацией.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основе устава, утверждаемого этим учредителем. В п. 2 ст. 52 ГК РФ сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы — и в договор, и в устав. В указанных документах должны определяться

  • наименование юридического лица,

  • место его нахождения,

  • порядок управления деятельностью юридического лица,

  • а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть определены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Какие же конкретно учредительные документы нужны для создания той или иной организационно-правовой формы предпринимательства? Коммерческие организации по критерию учредительных документов, необходимых для их образования, подразделяются на следующие группы.

Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, для создания которых необходимо подготовить два документа: учредительный договор, который подписывается всеми его учредителями, и утвержденный ими же устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Учредительные документы общества с ограниченной и дополнительной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК,

  • условия о размере уставного капитала общества;

  • размере долей каждого из участников;

  • размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;

  • ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Особенность общества с дополнительной ответственностью заключается в том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их имущества. В учредительных документах общества и определяется размер этой ответственности.

Акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. У них основной учредительный документ — устав. Устав акционерного общества утверждается его учредителями и должен содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное фирменные наименования общества; 

  • место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое);

  • количество, номинальную стоимость,

  • категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

  • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);

  • размер уставного капитала общества;

  • структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества;

  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Уставом могут быть, например, установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о создании общества, являющийся разновидностью договора о совместной деятельности (см. ст. 1041 ГК РФ). Он определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы в печати. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

  1. Малое предпринимательство и критерии определения субъекта малого предпринимательства.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ № 209-ФЗ). Для того, чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий (ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ): 1) Юридическое лицо является потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие; 2) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); 3) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); 4) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; 5) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно; 2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Предельные значения выручки и балансовой стоимости активов Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства (п. 2 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года действуют следующие пределы выручки (без НДС): • для микропредприятия — 60 млн. рублей; • для малого предприятия — 400 млн. рублей. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). Следует отметить, что в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены, поэтому не учитывается при отнесении хозяйствующего субъекта к малому бизнесу. Средняя численность работников Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия (п. 6 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). При определении средней численности работников необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденными Приказом Росстата от 31.12.2009 №335 (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 № Д05-166). Как стать субъектом малого предпринимательства Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения (п. 5 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). Если предельные значения по численности и (или) по выручке превышены в течение двух календарных лет, то предприятие или индивидуальный предприниматель утрачивает статус субъекта малого предпринимательства (п. 4 ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ).  Действующий хозяйствующий субъект может стать субъектом малого предпринимательства, если в течение двух лет подряд соблюдены предельные значения численности и выручки. ФЗ № 209-ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, поэтому чтобы им являться необходимо соблюдение установленных критериев, которые будут проверяться каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться за поддержкой государства в этом качестве, например применение УСН и т.д. Зачем это нужно? На предприятиях малого бизнеса трудится большая часть населения страны, они являются более конкурентоспособными и производят более качественный продукт при низких издержках. Доля малого бизнеса в экономике страны составляет значительную часть ВВП. Преимущество также заключается в том, что малые предприятия более мобильны по сравнению с крупными предприятиями, поэтому легко проникают в незаполненную нишу и быстро реагируют на малейшие перемены на рынке. Любые негативные изменения в экономике в первую очередь бьют по субъектам малого предпринимательства, поэтому они нуждаются в особенной защите и поддержке со стороны государства, в этих целях предусматриваются следующие меры (ст. 7 ФЗ № 209-ФЗ): 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иные меры.

Малый бизнес во всем мире считается локомотивом роста экономики страны. Действующая стратегия правительства РФ направлена на поддержку малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на самых разных бюджетных уровнях. В 2018 году помощь малому бизнесу от государства будет предоставляться различными способами: как финансовыми, так и в качестве бизнес-консультаций.

Основные виды господдержки

Конечно, наиболее интересна для малых фирм и коммерсантов именно финансовая поддержка их начинаний, так как это возможность получить «живые» деньги на бесплатной основе.

Кроме того, государство предлагает помощь малому бизнесу следующими способами:

  • путем организации консультаций, тренингов, учений, курсов и пр., рассчитанных на повышение квалификации начинающих предпринимателей;
  • создавая оптимальные условия для развития малого бизнеса с помощью предоставления офисов и других помещений для осуществления деятельности;
  • поддерживая научные и инновационные разработки;
  • оказывая помощь в организации различных выставок, ярмарок народного хозяйства с предоставлением бесплатных мест для представителей малого бизнеса;
  • создавая благоприятное правовое поле путем принятия различных законодательных норм, призванных упростить работу бизнеса (оформление лицензий, разрешений, регистрация и т.п.).

Способы финансовой поддержки

Финансовая помощь малому бизнесу от государства 2018 году будет осуществляться как с помощью главного бюджета РФ, так и с использованием средств региональных бюджетов различных уровней.

[4]

Основные направления:

  1. Гранты, предоставляемые начинающим коммерсантам. Размер помощи не превышает 300 000 рублей, которые выделяются для начала нового направления в бизнесе на основании составленного экономического обоснования (бизнес-плана). При этом, в зависимости от региона, начальный взнос самого предпринимателя в стартап находится в пределах от 30-50% стоимости проекта.
  2. Субсидии на развитие бизнеса. Доступны представителям малого бизнеса, которые определенное время осуществляют свою деятельность и хотят ее расширить. Выделяются на приобретение основных средств в размере 50-90% от их цены, при этом максимальный размер субсидий не должен превышать 10 млн рублей, в зависимости от региона.
  3. Субсидия для безработных. Ею могут воспользоваться люди, которые стоят на учете на бирже занятости, чтобы начать свое дело. Размер гранта ограничивается годовым размером по безработице, а это 58 800 рублей. Существует возможность увеличить сумму помощи: для этого нужно трудоустроить безработного. Согласно условиям гранта, можно будет на каждого такого трудоустроенного получить помощь в указанном размере. Но в каждом региональном фонде существуют свои ограничения по сумме: максимальный размер помощи не может превышать годовых размеров пособия по безработице троих граждан.
  4. Компенсация части расходов, понесенных по договорам финансового лизинга. Используется при покупке техники или оборудования по договору лизинга.
  5. Возмещение расходов, понесенных на повышение квалификации сотрудников. Размер помощи составляет 50% от понесенных издержек, направленных на учебу сотрудников, но не более 40 000 рублей в год. Полученные затраты необходимо подтвердить сертификатами, дипломами или другими документами.
  6. Возмещение части расходов, полученных в связи с закупкой фирмой или индивидуальным предпринимателем энергосберегающих технологий, материалов или оборудования. Основная цель – поддержать деятельность, направленную на снижение энергозатрат и повышение энергосбережения. Но получить это помощь могут только те представители малого бизнеса, которые выплачивают среднемесячные зарплаты в размере менее одного прожиточного минимума в регионе и не имеют задолженности по налоговым платежам.
  7. Предоставление бесплатной помощи в размере 2/3 расходов на участие в выставках или ярмарках. Целевая субсидия выдается для оплаты за аренду выставочной площади, оборудования, проезд и т. д. Максимальный размер помощи не превышает 300 000 рублей.
  8. Субсидия для возмещения процентных расходов при кредитовании. Представители малого бизнеса могут получить частичную компенсацию определенной доли выплаченных процентов по инвестиционным кредитам. Например, в Москве размер возмещения составляет не менее ставки рефинансирования в течение 3 лет, но не более 5 млн рублей.

Приоритетные направления

В первую очередь в 2015 году помощь государства направлена тому малому бизнесу, который занят производством импортозамещающей продукции.

Также в приоритете находятся следующие направления экономики:

  •  транспорт, строительство, коммунальная сфера;
  • производство всех видов оборудования, особенно с использованием инновационных технологий;
  • сфера обслуживания;
  • различные молодежные программы социальной направленности – спорт, досуг, образование;
  • возрождение традиционных ремесел.

Как получить финансовую помощь

Чтобы получить бесплатное финансирование, нужно проделать определенную работу:

  • С самого начала нужно определить приоритетные направления бизнеса в регионе местонахождения. Это увеличит шансы на получение гранта или субсидии, так как региональные государственные органы заинтересованы в поддержке важных для местности производств или сфер предоставления услуг.
  • Далее необходимо обратиться в региональный фонд поддержки предпринимательства и предоставить следующий пакет документов (в зависимости от региона он может несколько отличаться):
  1. заявление на получение субсидии;
  2. учредительные документы предприятия или коммерсанта;
  3. документы, которые подтверждают принадлежность субъекта к категории малого бизнеса;
  4. выписку из Единого госреестра юрлиц или ЕГРИП, выданную не более чем за 30 дней до даты обращения в фонд;
  5. копию свидетельства о постановке на налоговый учет субъекта малого бизнеса;
  6. последнюю годовую финансовую отчетность предприятия или коммерсанта;
  7. документы о назначении руководителя и главного бухгалтера (для юрлиц);
  8. справки, которые подтверждают отсутствие задолженности по платежам в бюджет и другим обязательным перечислениям;
  9. справки, которые подтверждают право юрлица или предпринимателя заниматься определенным бизнесом (если он требует наличия разрешительных документов);
  10. далее, в зависимости от вида запрашиваемой помощи, нужно представить документы по расходам, которые хочется компенсировать, например, платежные поручения на погашение процентов по кредиту, подтверждение платежей по лизингу, расходов при покупке основных средств и т.д. или технико-экономическое обоснование проекта;
  • Пройти процедуру утверждения заявления и защиты проекта в фонде.
  • Если специальная отраслевая комиссия согласовывает проект, заключается договор на предоставление субсидии.
  • В зависимости от условий предоставления помощи определяются сроки, в течение которых нужно представить документы, подтверждающие целевое использование субсидии.

Возможные проблемы

Главные проблемы, с которыми сталкиваются программы господдержки малого бизнеса в 2018 году, в принципе такие же, как и в прошлых периодах:

  • недостаточный уровень финансирования на федеральном и региональном уровне;
  • боязнь представителей малого бизнеса показать свой реальный уровень деятельности, потому что процедура получения помощи предусматривает в определенном смысле выход бизнеса из «тени»;
  • низкий уровень осведомленности потенциальных клиентов о возможных вариантах государственной поддержки;
  • низкий уровень квалификации предпринимателей в экономической и правовой сфере, что снижает качество подготавливаемых бизнес-планов и другой необходимой для получения финансирования документации.

Фонд помощи малому бизнесу: Видео

Помощь в развитии малого бизнеса 118

БИЗНЕС ИНСАЙТ: Юлия Нитченко. Как получить государственную поддержку малому бизнесу в 2018 году?

Помощь в развитии малого бизнеса 174

Субсидии | Субсидии малому бизнесу

Помощь в развитии малого бизнеса 122

Бесплатные ДЕНЬГИ на БИЗНЕС от ГОСУДАРСТВА!

Помощь в развитии малого бизнеса 73

Субсидия на открытие малого бизнеса

Источники:

  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  2. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  3. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Читайте так же:  Что должно входить в уголок потребителя?
Помощь в развитии малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here